15:35 

Как писать глубокий фокал

Black_Melody
Нашла свою старую статью на сайте. Думаю, неплохо было бы парочку еще туда добавить, для шутки юмора.
Для начала хочу оговориться - я тоже не волшебник и тоже учусь. Потому могу что-то понять-сделать неправильно и теоретически вы меня можете не слушать.
Итак, рецепт… очень простой.
1) выбираем жертву, т.е., бедного, несчастного героя-персонажа, в чью шкуру вы собираетесь поместить читателя. Так вот… это не просто, а, вернее, сказать по правде, совсем не просто. Неправильно выбранный фокальный персонаж может взять и запороть всю сцену. Правильно выбранный ее спасти. Вообще, говорят, что за фокальный персонаж берут того, «кто больше всех теряет». Я лично как подскажет интуиция, но я вообще зверь графоманский, меня можно не слушать. Предположим, мы выбираем молодую героиню с несколько меланхолическим типом характера, которой досталось по жизни и хотим рассказать частичку истории от ее лица.
2) определились? Главный по мне критерий выбора – вы вдруг почувствовать «во! Оно!» и вам захотелось писать, писать и еще раз писать. В общем, влезаем в шкуру фокального героя по самое не могу. Итак, это вы - молодая героиня с несколько меланхолическим типом характера, которой досталось по жизни и хотите рассказать частичку вашей истории.
3) если вы еще не до конца умеете пользоваться методом – пишете сцену… от первого лица. Чтобы не мудрствовать лукаво, я беру первую попавшуюся сцену из романа:

Мои родители ушли рано, когда мне и тринадцати не исполнилось, и вместе. Так бывает. Встаешь утром, ничего не подозреваешь, перекидываешься с родными шутками, идешь себе в школу, не обращая внимания на неожиданно острое покалывание в сердце.
А на улице снег. Первый, мокрый снег, тяжелые, налитые водой хлопья. И почему-то не хочется куда-то идти, хочется вбежать обратно в подъезд, на третий этаж, в нашу двухкомнатную квартиру, и…
И что «и»? Мама-папа, у меня сегодня семестральная контрольная по английскому, а я решила остаться дома? И вас дома оставить?
В школе, когда раздавали задания, я почувствовала, что слабею. Почему-то вдруг поплыло перед глазами и, напуганная моей бледностью, Анна Ивановна спросила:
— С тобой все в порядке?
— Да, — ответила я. — Просто немного переучилась.
В тот же миг мучившее весь день напряжение отпустило. Я уже знала, что ничего больше не изменишь. И когда через полчаса, прерывая контрольную, дверь открылась, и вошел директор, я и тогда знала, что ничего не изменишь. И что жизнь моя, подобно скинутой со стола хрустальной вазе, разлетается на мелкие, ослепительно яркие осколки.
Потом я не плакала. Я просто застыла на стуле в учительской, опустив лицо на ладони и мелко-мелко дрожала. Мне пытались объяснить… плохие погодные условия. Не справился с управлением. Влетел в дерево. Не было никаких шансов выжить. Нам очень жаль.


получилось? отлично. Переходим к следующему этапу.

4) Тупо меняем первое на третье. Естественно, осторожнее, чтобы по возможности избежать повторений и слегка корректируем, чтобы чего не вышло. Но, в сущности, заменяем "я" на имя выбранного героя (Катя) и на "она". Если текст был "чистым" и без яканья, должно получиться неплохо:

Родители Кати ушли рано, когда ей и тринадцати не исполнилось, и вместе. Так бывает. Встаешь утром, ничего не подозреваешь, перекидываешься с родными шутками, идешь себе в школу, не обращая внимания на неожиданно острое покалывание в сердце.
А на улице снег. Первый, мокрый снег, тяжелые, налитые водой хлопья. И почему-то не хочется куда-то идти, хочется вбежать обратно в подъезд, на третий этаж, в их двухкомнатную квартиру, и…
И что «и»? Мама-папа, сегодня семестральная контрольная по английскому, а она решила остаться дома? И родителей дома оставить?
В школе, когда раздавали задания, Катя почувствовала, что слабеет. Почему-то вдруг поплыло перед глазами и, напуганная ее бледностью, Анна Ивановна спросила:
— С тобой все в порядке?
— Да, — ответила Катя. — Просто немного переучилась.
В тот же миг мучившее весь день напряжение отпустило. Она уже знала, что ничего больше не изменишь. И когда через полчаса, прерывая контрольную, дверь открылась, и вошел директор, она и тогда знала, что ничего не изменишь. И что жизнь ее, подобно скинутой со стола хрустальной вазе, разлетается на мелкие, ослепительно яркие осколки.
Потом она не плакала. Катя просто застыла на стуле в учительской, опустив лицо на ладони и мелко-мелко дрожала. Ей пытались объяснить… плохие погодные условия. Не справился с управлением. Влетел в дерево. Не было никаких шансов выжить. Нам очень жаль.


Все... Ну или почти все. Шлифовать можно до бесконечности.

Отрывок написан в фокале Кати и ни один, даже сильно придирчивый критик не примахается, что у вас "скачки фокала". А вы получите то самое "погружение" по самые уши в шкуру персонажа, которым и славится фокальный метод.

@темы: вредные советы, литература, творчество

URL
Комментарии
2014-08-03 в 22:38 

О, как просто, оказывается! А мне даже в голову не пришло.
Спасибо! ))

2014-08-03 в 22:45 

Black_Melody
Не за что, главное, чтобы помогло))

URL
     

Lacrimosa

главная